Cтароновая синагога прага.

В продолжение статьи о Еврейском городе в Праге мы вернемся ко временам М. Майзела, когда он вместе с Йегудой Левом бен Бецалелем (считавшимся одним из самых образованных людей своего времени) основал талмудистскую школу.

Кстати, о рабби Лёве, бывшем столь известным человеком своего времени, что его изваяние поместили на угол Новой ратуши в Старом городе. Это с ним связана история глиняного истукана Голема, о котором рассказано в дошедшем до нас сборнике «Сипурим» («Рассказы»).

Однажды рабби по наущению Всевышнего пришел вместе с зятем Ицхаком и учеником Якобом на берег Влтавы. Под чтение псалмов слепил из речной глины фигуру, которую назвал Големом, что в переводе с иврита означает «глыба», «болван», «истукан». Затем каждый из участников этого дела семь раз обошел глиняное изваяние, произнося магическое заклинание, поклонился четырем частям света.

Старонова Синагога

Последней операцией стало вставление в лоб великана пластинки «Шем» («Имя») с магическим шифром, благодаря которой Голем оживал и мог выполнять приказы хозяина.

Однажды, дело было в субботу, когда рабби ушел на службу в синагогу, его жена решила использовать глиняного человека на домашней работе. Но тот взбунтовался и стал яростно крушить все вокруг. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы одна из поврежденных им стен не обрушилась и не придавила буяна, у которого лопнуло тело. Его реставрировали, стянув части металлической лентой. Однако после происшедшего нрав Голема резко ухудшился. Он превратился в погромщика. И тогда гиганта пришлось лишить «Знака жизни» и обратить в прах, который погребли под кирпичным фронтоном Староновой синагоги.

Считается, что эта популярная легенда подарила Карелу Чапеку идею драммы «РУМ» в которой он вывел искусственных людей, назвав их роботами. И этот термин, с легкой руки писателя, зашагал но миру.
Два раза за период своего существования гетто пустело. В середине XVI и в середине XVIII вв. еврейское население сгонялось с этой земли. Только вскоре все возвращалось на круги своя, потому что изгнание предприимчивых людей моментально сказывалось на состоянии экономики и торговли.

Положительные изменения произошли в период правления Иосифа II, сына Марии-Терезии, который в 1781 г. издал манифест, улучшивший правовое положение евреев (обладателями полных гражданских прав они стали лишь после революции 1848 г.). Гетто как таковое перестало существовать. Стена вокруг него была снесена, а состоятельные люди, имевшие деньги, получили право строиться в любом месте и рассредоточились по всей Праге.

В 1850 г. еврейский квартал был  административно объединен с Прагой и в честь императора назван Йозефовом. Только к тому времени состав населения этого места претерпел значительные изменения. Немалая часть евреев отсюда ушла. Кто-то вступил в брак с людьми других национальностей, кто-то ассимилировался, перейдя в быту на чешский или немецкий.

В Йозефове остались лишь неимущие, к которым подселилась беднота со всех концов Праги. Так к концу XIX в. Еврейский город превратился в весьма сомнительное место. В грязных узеньких улочках с темными дворами и полуразрушенными домами расплодилось множество кабачков и публичных домов.
С целью ликвидации этой клоаки император Франц Иосиф в 1893 г. подписал «Закон о санации», в соответствии с которым начался снос зданий под новые постройки. Так родилась новая Парижская улица со строениями в стиле модерн, в которых сегодня размещаются модные бутики, рестораны, знаменитый черный театр «Имидж».
Когда большая часть гетто превратилась в руины, пражская интеллигенция, спохватившись, напи-сала петицию о прекращении сноса значимых зданий, которые считала нужным сохранить в качестве исторических памятников. Здравый смысл взял верх, и благодаря этому сегодня мы имеем возможность прогуляться по этому интересному месту. И тут вполне уместен вопрос: «Интересно, возобладает ли этот самый здравый смысл у нас?» Впрочем, мы снова отвлеклись. А потому вернемся в Йозефов с 6 старинными синагогами.

Самая древняя во всей Восточной Европе - Старонова синагога, что была построена в 1270 г. в раннеготическом стиле. Староновой (то есть по-русски - старой) она стала называться после того, как в XVII в. в Еврейском городе появилась «Новая». Это единственная синагога в этом месте, что используется по прямому назначению.
Войдя в здание с южной стороны через портал с интересным тимпаном, можно попасть в помещение с возвышением (альмемором), окруженным кованой решеткой (XV в.). В синагоге имеется древняя хоругвь пражской еврейской общины.

Во время богослужений одно место, расположенное справа от алтаря, над которым нарисована звезда Давида, некогда принадлежало рабби Лёву. И на него не разрешается садиться никогда никому.

  • Просмотров: 2018
  • Дата: 22-03-2013
Другие статьи раздела
Cтароместская ратуша.

Cтароместская ратуша.

Старый город Праги.

Немного подробнее о старой части Праги. От старой части пошло основное развитие столице. При царствование Карла 4, она стала приобретать свои прекрасный вид, эта часть владеет самыми прекрасными местами для посещения.

Злата улочка.

Злата улочка - место рождение Алхимии

Транспорт в Праге.

Все возможные транспорты в Праге ,до и от Праги

Магическая пещера.

Магическая пещера - в центре Праге, мистика и тайна старого города. Такого вы нигде не увидите

Комментарии

Поля с * обязательны для заполнения.







Пожайлуста введите буквы что вы видите вверху
Значение не чувствительно к регистру.