Синагога в Праге.

Старонова синагога в Праге помнит многое. В том числе страшнейший погром 1388 г. во время правления Вацлава IV, когда необузданная толпа фанатиков ворвалась в Еврейский город и настигла людей, попытавшихся спрятаться за ее стенами. Нападавшие, имевшие значительный численный перевес, выломали двери и стали, разбрызгивая вокруг кровь, беспощадно убивать всех без разбору. Свидетелем этого бесчинства стал чудом уцелевший мальчик по имени Авигдор Кар. Он вырос и стал поэтом. В поэме, отразившей то, что запало в детскую душу, были слова: «Нет на свете ничего страшнее еврейского погрома».

Недалеко от Староновой синагоги стоит весьма необычная бронзовая статуя Моисея, отлитая Ф. Билеком в стиле модерн. И если не знать, кому поставлен памятник, то ни за что не догадаться о библейской сущности склоненной фигуры.

В пяти других синагогах - музеи. Первая, в которую мы отправимся, Высокая синагога стоящая на этой же улице. В ней - отделение Государственного еврейского музея, представляющего экспозицию типичного для синагог текстиля.

А на соседней Майзеловой улице - Майзелова, что была построена в последнее десятилетие XVI в. Ренессансное здание, сильно пострадавшее во время пожара 1689 г., при восстановлении приобрело элементы барокко, а на рубеже Х1Х-ХХ вв. в угоду моде стало псевдоготическим.

Сегодня в этом месте экспонируется часть исторических предметов, принадлежащих Музею иудаики, выставлена уникальная синагогальная утварь, экспозиция «История евреев Чехии и Моравии. От начала образования поселения до XVIII е.». Здесь можно увидеть свиток Торы в специальном ковчеге, накрытом покрывалом и украшенном серебряной короной. Интересна серебряная посуда, принадлежавшая корпорации еврейских мясников, людям, весьма уважаемым, ибо только они могли зарезать и разделать птицу или скот в соответствии с правилами кашрута. Забавно смотрится серебряный кувшин для вина, отлитый в форме сапога в натуральную величину, украшенный барельефами.

Самая же красивая из синагог -Испанская. Чтобы попасть в нее, надо подняться вверх по Майзеловой до улицы Широка, а по ней - до улицы Душни.

Сначала на этом месте в XII в. было построено ничем не примечательное здание, которое четыре столетия спустя арендовали испанские евреи, бежавшие в Прагу от пресле-дований католической инквизиции. Тогда-то синагога и стала называться Испанской. Сефарды, принадлежавшие к другой этнической группе, нежели ашкенази, а потому отпи-чавшиеся несколько иными обычаями, пользовались ею несколько лет. До того момента, пока не уехали в Голландию.

Впоследствии Испанская синагога в Праге несколько раз горела, а после этого перестраивалась. Нынешний мавританско-ренессансныи стиль с мощным куполом, колоннадой с арками, витражными стеклами, мозаичными полами и позолоченной лепниной, имитирующей интерьеры испанского замка Альгамбра, расположенного недалеко от Гренады, она приобрела в 1882 г. стараниями архитектора И. Никласа.

В ней - вторая часть исторической экспозиции, что начинается в Майзелевой синагоге: «Евреи Че-хии и Моравии с конца XVIII в. до наших дней», которая включает экспонаты времен протектората нацистской Германии, когда шло тотальное уничтожение представителей этой нации.

Здесь же собраны книги известных чешских еврейских писателей, в том числе Ф. Кафки; выставлены предметы иудаики из серебра работы чешских мастеров, большая часть которых датирована концом XVII -началом XIX в. Имеются и культовые (оклады для свитков Торы, ритуаль-ные кубки, подсвечники и ножи), и повседневные.

А недавно рядом с Испанской синагогой был поставлен необычный памятник Кафке, отлитый Я. Роном. А сейчас вернемся на улицу Широка и по ней дойдем до Пинхасовой синагоги, в подвале которой имеется ритуальная миква (бассейн для омовения).

Это место стало памятником жертвам нацизма. На первом этаже стены исписаны именами 77 297 жертв из Чехии и Моравии, из которых более 15 тысяч - дети. А на втором собраны рисунки юных узников концлагеря Терезин, на которые нельзя смотреть без слез. Под каждым из них написано имя автора и три даты: рождения, создания рисунка и смерти.

Отсюда по Майзеловой улице отправимся к Клаусовой синагоге, что стоит на улице У Старого Кладбища. Ее барочное здание было поставлено в.конце XVII в. на месте Клаусов (комнат общежития) для студентов, что были построены на рубеже ХУ1-ХУП вв. Майзелем и, простояв 100 лет, сгорели. В ней размещена постоянная экспозиция музея, посвященная еврейским обычаям и традициям, в том числе праздничным. Здесь хранятся рукописные и печатные образцы на древ -нееврейском языке. Одна из книг написана Тихо Браге.

Улица, на которой стоит синагога, недаром называется у Старого Кладбища. Ведь здесь находится самое старое еврейское кладбище в Европе, на котором прекратили хоронить еще при Иосифе II. Оно необычно тем, что 200 000 захоронений произведено в 12 погребальных пластах. Так как еврейская религиозная традиция запрещает нарушать покой усопших, для того чтобы предать земле новые тела, слой за слоем наносились пласты земли.

Перестав быть функциональным, кладбище превратилось в культовое, которое посещают ежедневно сотни людей. Оставляя на старинных могилах камушки и монетки, они верят, что их загаданные желания исполнятся.

По выбитым на надгробьях символам порой можно определить происхождение фамилии или род занятий покойного. Так, на надгробьях священнослужителей каганов изображались кисти рук в благословляющем жесте, левитов - кувшины; ученых и учителей - книги, мастеровых - про-фессиональные инструменты. Наличие шишки или виноградной грозди говорило о захоронении просто достойного человека.

Самыми посещаемыми могилами здесь являются места погребения поэта Авигдора Кары и рабби Лёва под знаком Льва.

В стены кладбища вмонтированы небольшие надгробные плиты. За ними замурованы тела малышей, не доживших до года, что стали жертвой чумы, которая жестоко косила люд средневековой Европы и просто не могла не заглянуть в Йозефов с его грязью и скученностью.

Во время одной из эпидемий в Еврейском городе стали происходить странные вещи. Болезнь, обходя стороной взрослых, поражала лишь детей. Как ни молились евреи, сколько ни вопрошали Господа, откуда такая кара, ничего понять не могли. Но вот однажды вечером рабби Лёв, вернувшись с очередного раввинского совета, лег спать и увидел сон, в котором пророк Илиау велел ему подняться и идти на кладбище. Там он должен поймать одного из детей, кружащихся в хороводе, и сорвать с него саван. Бецалель так и сделал. А когда пришел домой, то увидел, как за ним прилетел малыш, лишившийся покрова, и стал просить вернуть то, без чего не может вернуться в потусторонний мир. Рабби сказал, что отдаст покрывало в том случае, если услышит рассказ о причине божьего гнева.

И тогда ребенок рассказал, что в городе живут две семьи, ведущие неподобающий образ жизни. Когда назавтра развратники понесли наказание, чума покинула эти места.

Около кладбища находится и здание Похоронного братства, построенное на месте обрядового домика, где готовили к отходу в другой мир. В это братство входили весьма уважаемые, состоятельные люди. Все получаемое ими за услуги от родственников покойных шло на благотворительность. Ныне здесь Музей погребальных обрядов и традиций.

Весь Еврейский город представляет собой комплексный музей, состоящий из шести объектов (пяти синагоги кладбища).

Время работы Ежедневно (кроме еврейских праздников) с 9.00 до 18.00 летом и до 16.00 зимой. Цена общего билета - 470 чешских крон.Цена билета в отдельную синагогу - 290 крон.

Кстати, как ни парадоксально, но тем, что сегодня можно увидеть большинство экспонатов, собранных в музеях, мы в определенной степени обязаны Третьему рейху. Его главари, ставя целью истребить евреев всего мира и таким образом прийти к «окончательному решению еврейского вопроса», захотели сохранить для истории атрибутику «некогда существовавшей этнической группы». В связи с этим был издан приказ о том, чтобы в Прагу со всех концов страны доставлялись предметы культа и исторические документы. Они должны были стать экспонатами «Экзотического музея исчезнувшей расы». Так и собралась самая большая в Центральной Европе коллекция предметов еврейского быта и культуры.

  • Просмотров: 525
  • Дата: 31-03-2013
Другие статьи раздела
Cтароместская ратуша.

Cтароместская ратуша.

Вацлавская площадь в Праге

Вацлавская площадь - сердце Праги

Латерна Магика (Прага)

Латерна Магика - Уникальный, единственный в мире театр «Латерна Магика» (Laterna Magika)

Собор Св. Витта.

Собор Св. Витта.

Магическая пещера.

Магическая пещера - в центре Праге, мистика и тайна старого города. Такого вы нигде не увидите

Комментарии

Поля с * обязательны для заполнения.







Пожайлуста введите буквы что вы видите вверху
Значение не чувствительно к регистру.