Градчанская площадь.

На Градчанскую площадь , сохранившую со времен Средневековья планировку вытянутой трапеции, лучше всего проехать на метро зеленой линии до станции Hradcanska.

Чтобы прогулка получилась познавательной - несколько слов о том, как возник этот район Праги. А возник он в начале XIV в., когда пражский бургграф Гинек Берка из Дубы заложил вассальный городок. Его начали заселять люди, обслуживавшие Град: ремесленники, прислуга, духовенство, а также дворяне, имевшие определенные обязанности по отношению ко двору и Святовитскому храму.

Трагедией для градчан стали гуситские войны, когда во время боев за овладение Пражским Градом дома были практически сожжены и разрушены. Потом долго восстанавливались от разорения, но большой пожар в 1541 г. свел все на нет, уничтожив до основания значительную часть новых жилых домов. И только во второй половине XVI в., когда Градчанам был дарован статус королевского города, сюда обратили взор вельможи и богачи, построившие себе дворцы - один роскошнее другого. Большинством из них можно любоваться и сегодня.

Кроме дворцов здесь имеются и заслуживающие внимания монументы. Это прежде всего памятник первому президенту Чехии Т. Г. Масарику, что оглядывает присутствующих с высоты постамента, стоящего напротив ворот Града. Около него, как правило, в любое время года, в любую погоду играет уличный оркестр.

Перед центральным сквером стоит столб, посвященный св. Яну Непомуцкому, о котором мы с вами уже не раз говорили, а неподалеку от него, в центре сквера, - Чумной столб, иначе Мариинская колонна, в композицию которой входит Дева Мария в компании восьми покровителей Чешской земли. Не хватает лишь св. Норберта. Так наказали премонстрантов за то, что аббат Страговского монастыря не внес лепту в создание памятника. Столб, поставленный в 1725 г., - не только знак благодарности за избавление от напасти (таких разбросано по территории Чехии в немереном количестве), а также своеобразное выражение просьбы, обращенной к Всевышнему, о даровании королю Карлу VI наследника мужского пола. Просьба, вероятно, не была услышана, а потому после смерти отца на престол взошла его дочь Мария-Терезия. Впрочем, этот вариант оказался не так уж плох, ибо она была мудрой императрицей, издавшей ряд прогрессивных законов.

А теперь все внимание на дворцы, каждый из которых - настоящее произведение искусства. В непосредственной близости от Града, примыкая к Саду На Баште, стоит большой комплекс Дворца архиепископа. Он был возведен в первой половине XVI в., а потому имел ренессансный вид. В XVII в. был перестроен в стиле раннего барокко, от которого сохранился декоративный портал из красного мрамора с латинской надписью. Нынешний же фасад (рококо, архитектор Я. Вирхом) относится к XVIII в. Обратите внимание на окна. На каждом этаже они разные. На двух нижних - прямоугольные; в центральном ризалите (выступе) -арочные; над боковыми порталами и в центре четвертого этажа - круглые, а рядом с ними - квадратные. В центре фасада, прямо над входом, находится именной знак архиепископа Яна Бедожиха из Валдштейна, что занимал эту должность в 1675-1694 гг. На гербе - веревка с узлами на ней и зеленая шляпа с 10 кисточками.

Во дворце имеются интересные коллекции мебели, стекла, фарфора, готических медных бюстов, французских гобеленов с экзотическими сюжетами из жизни Новой Индии, что были изготовлены в парижской мастерской Нейлсона. Эти коллекции можно увидеть раз в год, в Страстной четверг, когда дворец с 9.00 до 17.00 открывается для всех. Через двор Архиепископского дворца можно пройти в Штернбергский дворец, что был построен для Вацлава Войтеха из Штернберга архитекторами Д. Б. Аллипранди и Я.Б. Сантини в 1708 г. как семейная зимняя резиденция в стиле чешского барокко. Позже дворец достраивался. В XIX в. появилось южное крыло с фасадом в стиле необарокко с большим залом на 3-м этаже. Как фасады, так и внутреннее убранство дворца пышно декорированы. Стены и потолки залов, салонов, кабинетов отделаны лепниной, зеркалами, живописью. Стоит также заглянуть вовнутрь ради экспозиции Национальной галереи в которой представлены интересные коллекции разных стран и времен от античных образцов до позднего барокко.

Любители классической живописи непременно получат удовольствие от встречи с полотнами знаменитых художников Италии (Каналетто, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо); Испании (Эль Греко, Гойя); Нидерландов(П. Брейгель-старший, П. Брейгель-младший, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Хальс); Германии и Австрии (Гольбейн, Дюрер). Галерея открыта ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18 00. Цена билета - 150 чешских крон Рядом с этим дворцом стоит дворец князей Сальм-Сальм, иначе Сальмовский. Монументальный, солидный, но ничем особенно не примечательный, построенный в стиле классицизма начала XIX в. на средства архиепископа Вилема Флорентина Сальм-Сальма. Другое дело - Шварценбергский дворец , или Лобковицкий 2). стоящий на другом конце площади. Этот самый старый дворец на Градчанах (середина XVI в.) - классический пример пражской дворцовой архитектуры времен Ренессанса, реконструированной в XVIII в. в стиле позднего барокко. Стены дворца, расписанные в стиле сграффито, покрыты рисунком из выпуклых прямоугольников, называемых по-научному алмазными фасетками из-за того, что их форма похожа на один из способов огранки этого драгоценного камня. Аттики выполнены в той же манере, но уже с фигурной и растительной тематикой Техника страффито, название которой переводится с итальянского языка как «выцарапанный», основана на двухслойной штукатурке. Сначала наносится темный слой. На него - светлый. И по нему, невысохшему, прорисовывается глубокий узор, «вытаскивающий» цвет нижней штука-турки. Появляется контраст, дающий своеобразный аффект.

Интересны и интерьеры внутренних залов с их потолками, расписанными темперой по холстам, натянутым на деревянные конструкции. У этого дома есть и занимательная деталь - солнечные часы на одной из печных труб, рядом с которыми изображены символы дня и ночи (петух и сова), а также имеется надпись («Время мчится»). Однако увидеть их можно лишь издали. Для этого надо спуститься вниз на Нерудову улицу и остановиться около дома «У двух солнц».

После того как резиденция императорского двора переместилась в Вену, а за монархами последовала знать, приближенная ко двору, среди прочих дворцов опустел и этот. К на-чалу XX в. в Шварценбергском дворце функционировала лишь военная конюшня. В 1908 г. его арендовал Национальный технический музей для выставки своих коллекций, затем реконструированное здание передали Военно-историческому музею, поместившему в нем экспозицию старинного оружия разных стран Европы до 1918г., обмундирование, ордена, знамена, штандарты, военные карты и планы знаменитых битв. Перейдя в распоряжение Национальной галереи, дворец прошел серьезный ремонт, и весной 2008 года в нем разместилась постоянная экспозиция «Барокко в Чехии», на которой представлены работы таких корифеев, как скульпторы М-Б. Браун и Ф.-М Брокофф; художники г. фон Аахен, Б. Шпрангер, Р. Савера, К. Шкрета. П. Брандл... Выставка открыта ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Цена на билета - 150 крон.

Однако, прежде чем отправиться к нему, пойдем от Штернбергского дворца налево и выйдем к церкви Святого Бенедикта, первые упоминания о которой относятся к XIV в. В XVII в. она была перестроена, оттого и имеет барочный вид. С 1792 г. здесь размещался монастырь кармелиток, упраздненный в социалистическую эпоху. В опустевшем здании Оборудовали гостиницу для высокопоставленных государственных деятелей, просущество-вавшую до 1992 г., когда имущество было возвращено ордену и здесь вновь поселились монахини. Босые кармелитки, поселившиеся там, вернули апартаментам аскетический вид и оборудовали церковь, где у главного алтаря посадили мумию основательницы монастыря Марии-Электры. Умершая в 1663 г., она была обнаружена неразложившейся через три года, когда при разливе Влтавы ее гроб был вымыт из земли водой. Желая сохранить все в лучшем виде, монашки обмыли ее травяными настоями, после чего тело Марии-Электры приобрело коричневатый опенок, а лицо почернело. Однако это ничуть не уменьшило значимости этой мумии.

Теперь обратим внимание на за-падную сторону Градчанской площади, где стоит белое с красной отделкой трехэтажное здание. Это Тосканский дворец, образец раннего барокко с внутренним двором в стиле римского классического барокко. В нем размещается Министерство иностранных дел Чехии. Так что снаружи можно посмотреть, а во внутренний двор пройти можно только по случаю. Неподалеку от него - великолепный Мартиницкий дворец. Построенный в XVI в., он был расписан картинами на библейские сюжеты из жизни Иосифа, Самсона и эпизодами мифологических подвигов Геракла. Украшен в стиле сграффито. Но в 1620 г., после того как его приобрел новый владелец Ярослав-Боржита из Мартиниц (по-русски - Мартиницкий), дворец изменил вид. Его расширили, надстроили новый этаж с фронтонами, придали позднеренессансный декор. Над порталом разместился герб Мартиницкого рода - лист со звездой. Достраивая этот дворец, Мартиниц, один из императорских наместников, шестью годами ранее выброшенных из окна разъяренными гуситами, часть его скопировал с Королевского дворца Пражского Града. Правда, в уменьшенном виде. Сегодня в здании размещается Управление главного архитектора Праги, периодически устраиваются выставки. Музей Мартиницкого дворца открыт ежедневно с 10,00 до 18.00. Цена билета - 100 крон (детям, студентам и пенсионерам - 50 крон).

С Градчанской площади выйдем на Лоретанскую улицу, на углу которой можно увидеть старую Градчанскую ратушу, что была построена в 1604 г., когда это место получило статус королевского города. На ней сохранились остатки изображений гербов императорского дома и Градчан; аллегории Справедливости; а на воротах как была, так и осталась железная линейка, служившая контрольным эталоном старинной чешской меры длины в локоть. Локоть измеряется расстоянием эт локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца. Градчанский локоть длиной 59,4 см служил контрольно-измерительным прибором, которым обязательно должны были пользоваться все местные торговцы.

  • Просмотров: 1071
  • Дата: 29-03-2013
Другие статьи раздела
Cтароместская ратуша.

Cтароместская ратуша.

Экскурсии по Праге (Чехия)

История возникновения некоторых тайнственных обьектов архитектуры города. Так история, которую вам не раскажут гиды, она дает углубже понять всю архитектуры данного города.

Клементинум(Прага)

Клементинум история иезуитов их прихода и возвышения

Злата улочка.

Злата улочка - место рождение Алхимии

Магическая пещера.

Магическая пещера - в центре Праге, мистика и тайна старого города. Такого вы нигде не увидите

Комментарии

Поля с * обязательны для заполнения.







Пожайлуста введите буквы что вы видите вверху
Значение не чувствительно к регистру.